Dr. Z (d0ctor_z) wrote,
Dr. Z
d0ctor_z

Categories:

Немного про выборы

Один из вопросов, который периодически возникает при обсуждении переходного периода (и социализма тоже) - вопрос о том, как будут организованы органы власти. Понятно, что будет самая полная демократия для трудящихся, понятно, что будут выборные органы - возможно, именуемые советами, возможно, похожие на исторические Советы (но не обязательно, все таки это была форма, возникшая в конкретных исторических условиях) -, понятно, что должна существовать возможность немедленного отзыва депутатов (это принципиальный момент!). Но всегда ли демократия предполагает выборы людей, в особенности учитывая то, что при социализме речь будет идти о преодолении, отмирании демократии? Здесь самое время привести две цитаты из "Государства и революции":

"Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою."

"Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другою излишним и само собою засыпает. Место правительства над лицами заступает распоряжение вещами и руководство процессами производства. Государство не "отменяется", оно отмирает."

Политика отмирает, уступая место управлению производственным процессами, а вместе с этим исчезают и публичные политики, руководители вообще, умеющие управлять только людьми. Их место занимают ученые и инженеры. Понятно, что на начальном этапе переходного периода, тем более в отсталой стране, где две трети населения были неграмотны, требовались выборы представителей - рабочих и крестьянских депутатов. Но с отмиранием государства (и демократии) постепенно отмирает и институт представительства. Не нужно представлять интересы людей, они сами проголосуют за проекты преобразования материального мира, отвечающие их интересам.

Представим себе жителей небольшого городка, выбирающего депутатов в местный совет. Жителям нужны хорошая дорога, новый мост через реку, новая больница, новая школа. Они выбирают депутатов, чтобы те реализовали их пожелания (с учетом текущих возможностей, конечно). Но жителям не нужны собственно депутаты - им нужны дорога, мост, больница и школа.

В этом смысле стоит вспомнить иногда возникающие рассуждения о том, как лучше организовать выборы: по территориальным округам или по местам работы. Якобы в коллективе людей знают лучше, поэтому предпочтительнее второй вариант. Это неправильно, даже не в смысле лучшего знания человека, а в том, что избиратель должен голосовать не за человека, а за его программу, за его проекты, за то, что он будет делать, а не за то, каков он сам. Если он обманет и не будет делать то, что обещал - есть механизм немедленного отзыва.

В отличие от успешного публичного политика автору успешного проекта не нужны т.н. "харизма", ораторские способности, умение вести публичные дебаты (в реальном времени, не письменно) и т.п., ему вообще не нужны привлекательные личностные качества. Нужны только хорошие знания и талант в предметной области и понимание смежных областей - он взаимодействует в первую очередь с вещами, а не с людьми.

Автор успешного проекта, конечно, может одновременно быть и уважаемым избирателями депутатом, умелым оратором, душой компании и прекрасным семьянином. Одно другому не мешает. Но автор другого успешного проекта может быть образцовым нердом (или нердессой!), не вылезающим из своей берлоги, страдающим от социофобии и появляющимся на заседаниях профильного комитета исключительно виртуально, в виде аватара из аниме-сериала, говорящего синтезированным голосом. Такое тоже вполне возможно, потому что граждане голосовали за проект, а не за автора. Кстати, я не раз думал о том, что для проектов на голосовании можно ввести и анонимизацию, то есть скрывать имена авторов. Если автор знает, как строить дороги (мосты, роботизированные агрокомплексы, компьютерные сети), неважно, что он не знает, как общаться с незнакомыми людьми. Для этого можно разработать Протокол, исчерпывающе описывающий все алгоритмы и стандартные фразы для типовых ситуаций.

Резюмируя, сознательный процесс постепенного исчезновения публичной политики и переноса внимания граждан с голосования за персоналии на голосование за программы и проекты преобразования материального мира следует начинать сразу же. Конечно, перенос потребует, с одной стороны, всеобщего повышения уровня образования (граждане должны понимать предлагаемые проекты), с другой - навыка авторов проектов излагать свои предложения так, чтобы они были понятны неспециалистам (граждане не должны обладать специальными знаниями для понимания предлагаемых проектов).
Tags: мысли вслух, переходный период
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Доходы и расходы

    Три дня назад на РБК мелькнула новость под следующим заголовком: " Ежедневные расходы России на борьбу с COVID превысили ₽3 млрд": " В связи…

  • Про дискриминацию и сегрегацию

    Есть два таких слова. Неприятных слова. В качестве ассоциаций с первым из них сразу всплывают апартеид, законы Джима Кроу, нашивки в виде желтых…

  • Просто статистика

    Компиляция данных из разных регионов страны в виде картинки. Про нее много где говорят и пишут, я просто хочу сохранить ее у себя, для удобства:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Доходы и расходы

    Три дня назад на РБК мелькнула новость под следующим заголовком: " Ежедневные расходы России на борьбу с COVID превысили ₽3 млрд": " В связи…

  • Про дискриминацию и сегрегацию

    Есть два таких слова. Неприятных слова. В качестве ассоциаций с первым из них сразу всплывают апартеид, законы Джима Кроу, нашивки в виде желтых…

  • Просто статистика

    Компиляция данных из разных регионов страны в виде картинки. Про нее много где говорят и пишут, я просто хочу сохранить ее у себя, для удобства:…